Автор: Педагог дополнительного образования Иванов Денис Вячеславович

Цель проекта:

Развитие у обучающихся интереса  к своему родному дому, к его истории. Возможность личного участия в его преобразовании, как гражданина, а не равнодушного обывателя и наблюдателя со стороны.

 

Задачи:

1) Способствовать познанию исторических корней своего места жительства, прививать определённые идеологические ценности и отношения , расширить объём знаний о родном крае, о родном доме.

2) Содействовать познавательной  активности учащихся через изучение обширного исторического материала о родном крае, о родном доме.

3) Воздействовать  на процесс профессионального самоопределения обучающихся в сфере истории и благоустройства на базе практических дел.

4) Бережно относится к родному дому, к его историческим и материальным ценностям.

5) Развивать интерес и творческие способности обучающихся на осознание себя, как творческой и активной гражданской личности, способной в переспективе изменять облик своего родного дома в экологическом плане и в его историческом развитии.

Краткое описание проекта: 

Данный проект будет иметь огромное значение в плане перспективного развития района и улучшения его экологической составляющей и в дальнейшей  жизнедеятельности ребят, которые будут осуществлять данный проект. Он может быть применён и в практике других районов г. Самара и Самарской области. Познание историко-краеведческого материала Октябрьского района, истории его улиц, памятников культуры и архитектуры, знакомство с учреждениями имеющими определённое общественное значение, с фабриками и заводами, с ветеранами войны и труда, знаменитыми земляками. Изучение экологической обстановки во всевозможных точках района, определение ключевых точек и практическое улучшение их состояния.

Реализация проекта:

1. Подготовительный этап:

- формирование дееспособных групп;

- изучение истории улиц, истории район ,налаживание  связи и взаимодействия с соответствующими организациями и учреждениями.

- предварительные встречи с знаменитыми земляками, музейными работниками, архитекторами, с работниками администрации и т.д.

- подготовка и обработка собранных материалов, подготовка плана работы.

2. Основной этап:

- определения объёма работы и сроков его реализации;

- взаимодействие с администрацией района по реализации проекта;

- привлечение спонсорской помощи в реализации проекта;

- разработка программ и конкретных предложений по совершенствованию всей инфраструктуры района;

- практическое участие каждого участника в осуществлении разработанного плана и проекта.

- приобретение определённых профессиональных знаний в ходе осуществления проекта.

3. Подведение итогов:

- оформление портфолио:

- анализ выполненной работы;

- оценка свой деятельности;

- заключительное мероприятие – презентация осуществлённого проекта.

Программа действий:

Создаются два теоретическо - практических факультатива – «Истфак» и «Экофак» или две группы «Любители истории» и «Любители природы», в которых и реализуется данный проект.

Задача и деятельность «Истфака» - участники данного « факультатива», совместно с педагогом, расширяют свои познания и рамки по историческим аспектам своего района. Ведут  свою исследовательскую и познавательную деятельность. Теоретический материал закрепляется выполнением практических заданий: по накоплению материалов истории улиц, их старых названий, уточняют даты их возникновения, какие исторические, культурные, архитектурные памятники находятся на ней и в данном районе, систематизируют названия улиц, площадей, парков и т.д. (т.е составляют перечень), с какими историческими событиями, людьми, родом деятельности они связаны. Выясняют какие учреждения общественного значения здесь расположены: школы, институты, университеты, заводы и т. д. Знакомятся с биографиями героев, ветеранов войны и труда, знаменитыми людьми, с творческими коллективами, с ещё живыми участниками  происходивших событий на его территории. Определяют какая социальная поддержка необходима данным категориям граждан в их повседневной жизни. На основе полученных знаний воспитанники  готовят дидактический материал: описания памятников или памятных мест, разрабатывают экскурсионные маршруты, пишут рефераты, организуют фотовыставки, сочиняют стихи, песни или музыкальные произведения о родном доме, проводят встречи с интересными людьми, встречаются с работниками администраций и обсуждают с ними возникающие проблемы, контактируют с работниками отделов архитектуры при администрациях и музеев, с руководством обществ инвалидов и ветеранов войны и труда, с другими общественными организациями, занимающимися историей.

Таким образом, эта работа становится  неотъемлемой частью  системы гражданского воспитания. Она способствует развитию научного, духовного и нравственного  воспитания , приобретению навыков самостоятельного поиска, приобщает участников  к традициям, к культурно- историческому наследию родного края – своего дома, к его родовым корням и ценностям.

Задача и деятельность «Экофака» - участники данного « факультатива», совместно с педагогом, определяю основные направления экологического просвещения, выявляют и обсуждают конкретные проблемы и места экологического бедствия в родном доме. Проводят социально значимые акции, совместно с родителями, педагогами и представителями общественных организаций. Формируют методический материал по экологическим проблемам рай она и направляют свои предложения в соответствующие законодательные и административные органы власти. Обследуют улицы, микрорайоны. Определяют точки загрязнения и злачные места, определяют места необходимого благоустройства. Объекты требующие какой-либо реконструкции, реставрации, строительства социально значимых объектов, особенно необходимых для детей и подростков, определяют участки на которых, по их виденью, необходимо построить такие объекты (например, Спортивно- оздоровительный комплекс на берегу Волги, Молодёжного центра общегражданского развития, Школы народного творчества, ремёсел и здоровья для творчески одарённых людей с ограниченными возможностями). Принимают участие в семинарах, конференциях, в конкурсах по экологической тематике. Собирают материал по обустройству территорий микрорайонов, общественных мест пользования, природных памятников и объектов. Принимают практическое участие в озеленении, в организации экологических субботников в своём родном доме, сотрудничая с местным обществом охраны природы. Проводят с дошкольниками социально значимые мероприятия по экологии родного края, своего родного дома – «Родной дом-наш верный друг», «Ты здесь живёшь», «Родная мать Природа», игровые путешествия «Страна твоих друзей», «Это наш общий дом». Учатся сами и учат других любить и беречь свою малую родину.

В заключении, накопив достаточный материал об экологической обстановке в своём родном доме, составляют экологическую карту и план благоустройства своей малой родины. В итоге, стремятся практически осуществить систематизированный материал, опираясь на административные, законодательные органы власти, на поддержку спонсоров в проведении тех или иных экологических акциях и в осуществлении мероприятий намеченных планом благоустройства и отмеченных на экологической карте.

Ожидаемый результат:

- повышение гражданской и творческой активности участников при выполнении практических работ;

- стабильное формирование знаний по историческим и экологическим проблемам;

- приобретение определённых профессиональных знаний и навыков;

- изменение экологического сознания, определённых неадекватных экологических установок в отношении бережного и рационального природопользования;

- на базе разработанных рекомендаций, карт по экологической ситуации на той или иной территории района осуществление ряда социально значимых мероприятий.      

Продолжительность выполнения проекта:

Февраль – Июль 2015 года